Главная » Статьи о Йоге » Прашант Айенгар "О сновидениях"

Прашант Айенгар "О сновидениях"

О Сновидениях.

Одна из лекций Прашанта С.Айенгара из цикла "Йога и новое тысячелетие".

Без сновидений невозможно продвижение в вопросах духовного и религиозного сознания. 


Что такое сны? Реальны они или не реальны? Психология йоги проливает свет на феномен сновидений. 


Во снах мы видим образы, ощущаем вкус, запах, испытываем тактильные ощущения. Ментальная активность, ментальная работа и ментальные функции также присутствуют во сне. Все эти виды активности также присущи состоянию бодрствования. Все виды активности состояния бодрствования могут присутствовать во сне, но разница в том, что во сне мы видим не посредством зрения, слышим не посредством слуха, чувствуем вкус не через вкусовые рецепторы, испытываем тактильные ощущения не через кожу. Умозаключения, которые мы делаем во сне, не являются результатом прямого восприятия или опыта. 


Что же представляют собой сновидения?

Небольшой анализ также подскажет нам что:

-    сны НЕ ВСЕГДА являются иллюзиями или галлюцинациями. 
-    сны также НЕ являются вербальными заблуждениями, как викальпа. 
-    сны также не обязательно связаны с памятью, поскольку память обращена в прошлое, в то время как нам часто снятся вещие сны. Во снах мы часто испытываем предчувствия.

Сновидение - это не просто «сон» в понимании современного прагматизма. Сны понимаются как нечто несостоятельное, поскольку они теряют свою силу после пробуждения, даже если мы получили какие-то знания или опыт во сне. По иронии, причины, по которым сны оцениваются и, в конце концов, характеризуются как нечто не существующее в реальности, сами по себе являются ошибочными и необоснованными. Умозаключения не могут считаться реальностью, даже если они корректны, поскольку почва, на которой они базируются, ненадежна. Психология йоги вводит классификацию снов и рассматривает их во всех возможных ракурсах.

 

Реальны ли сны, или нереальны?

Существуют нереальные, не имеющие смысла, ложные сновидения. Такие сновидения изначально возникают из навязчивых идей, одержимости, страстной привязанности или отвращения. Это происходит по причине того, что называется васана дхату даша. Физическое или ментальное отвращение заставляет нас видеть странные сны, которые нельзя считать реальными. Одержимость и привязанность тоже дает нам опыт сновидений, которые нельзя считать настоящими. В сознании должно зародиться понимание того, что не все сновидения или опыт, получаемый во сне, должны восприниматься как ненастоящие, неверные, а только те из них, которые происходят по причине привязанности, одержимости или отвращения.

Мы считаем, что наш собственный опыт в состоянии бодрствования реален, правдив, и надежен, но состояние сверхсознания разрушает это утверждение. Если состояние бодрствования может обесценить состояние сна, так же возможно, что состояние бодрствования может быть признано недействительным в ином состоянии сознания. Таким образом, не стоит считать сны недействительными только на основе опыта, получаемого в состоянии бодрствования.

Почему сны признаются несостоятельными только по пробуждении? Потому что пробудившись, мы уже не находим сны такими, какими мы их испытали. Поэтому мы говорим, что сновидение - «это просто сон». Мы говорим, что сон ложный, его не существует, он не настоящий. Мы идем по неверному пути признания феномена сна недействительным потому,  что считаем, что состояние бодрствования – это финальное состояние сознания.

Изучающий психологию йоги человек должен знать, что состояние бодрствования – это НЕ финальное состояние сознания. Сны – это иллюзии по отношению к состоянию бодрствования, а состояние бодрствования может быть иллюзией, которая относится к более высокому состоянию сознания.

Кроме того, если сны признаются не существующими на том основании, что вещи, которые появляются во сне, не могут быть найдены при пробуждении, то сама такая предпосылка является ложной. При пробуждении вы обнаруживаете, что того, что вы видели во сне, уже нет, и вы говорите, что сон – это ложь. Вещи должны быть такими, какими они являются на самом деле, а не такими, каковыми они кажутся. Вы ведете себя нерационально, если лишаете сны смысла только по внешним признакам.

Сон – это одно состояние, а бодрствование – это другое состояние. Не стоит ожидать, что то, что реально в одном состоянии, будет таким же реальным в другом. Например, предположим, что сегодня вы увидели человека, которого до этого видели последний раз 40 лет назад, когда он был ребенком. Этот человек может не выглядеть внешне так, каким вы видели его 40 лет назад, но это не значит, что то, каким вы видели его 40 лет назад, было неправдой. Вы не можете сказать, что тот опыт, который вы испытали 40 лет назад, был ложным, неверным, или иллюзорным. Будет неверным утверждать, что то состояние детства было не настоящим, принимая сегодняшнее состояние за реальное. И то, и другое реально. Это просто два различных состояния.

То же самое мы можем применить и к сновидениям. Сон – это одно состояние, а бодрствование – другое. Это два разных состояния, и абсурдно для состояния бодрствования представлять состояние сна или опыт, полученный в нем, недействительным. Это независимые друг от друга состояния, их не стоит сравнивать.

 

Понимание феномена сновидений

Кармашастра (закон кармы) понимает это состояние сна более точно, чем психология. Этот закон работает не только в состоянии сна, но и в состоянии бодрствования. Плоды наших действий возникают в состоянии сновидений так же, как и в состоянии бодрствования. Если вы получаете удовольствие от поедания шрикханда (индийская сладость) в состоянии бодрствования, вы получите подобное удовольствие от поедание шрикханда и во сне. В чем разница? Что считать удовольствием, или болью, или печалью? Вы получите такое же удовольствие или испытаете боль в состоянии бодрствования, как и в состоянии сна.

Опыт, получаемый в сновидениях абсолютно реален, даже если вы считаете сны не настоящими, иллюзорными. Поймите разницу: даже если сны считаются иллюзорными, не реальными, не настоящими,опыт, получаемый во сне, не может считаться не реальным или не настоящим. Есть элемент подобного в опыте, получаемом в состоянии бодрствования и в состоянии сна.

Нет разницы в восприятии слона в состоянии бодрствования и в состоянии сна. Если вы напуганы до оцепенения тигром или слоном в состоянии бодрствования, то точно так же вы будете напуганы им и в состоянии сна. Не может быть, чтобы в состоянии бодрствования вы были напуганы, а в состоянии сна – нет. Это и есть элемент подобия в опыте, получаемом в состояниях сна и бодрствования.

Карма сиддханта связана с получением вами опыта, и поэтому действует и в состоянии сна тоже. Закон кармы облегчается посредством сновидений. Некоторые плоды наших действий не могут быть актуализированы по различным причинам в состоянии бодрствования, но закон кармы может сработать и принести вам плоды таких действий во сне.

Это вас позабавит: во сне, возможно, вы можете стать Гуруджи, и наслаждаться этим, не вкладывая всех тех усилий, которые пришлось в свое время приложить настоящему Гуруджи. Вы можете наслаждаться теми почестями, которые воздают Гуруджи, не работая по 14-18 часов в день, как делает он. Вы должны понять, что вы можете стать тем, чем вы должны были стать, даже если вы не способны на это на самом деле. Это прекрасная вещь, которой может наградить вас сновидение. Поэтому, оценивая сновидения, мы должны понимать разницу между самим сновидением и опытом и знанием, которые мы можем получить во время сна. Это научный подход к пониманию феномена сна.

 

Не реальные сны.

Однако, вы не должны проявлять упорства в утверждении, что сны всегда реальны. Сны также бывают так и не реальными. Причина сновидения определяет, реально ли оно, или нет.

Сны не реальны, если они возникают из васаны – страсти.  Если вы сжигаемы какой-то страстью, она проявится даже в состоянии бодрствования. Она часто атакует ваш ум, поэтому она может проявиться также и во сне.

Если вы обуреваемы какой-то страстью, наваждением, сильной привязанностью, страхом или находитесь в состоянии делириума (исступления, расстройства сознания), это может привести к специфическому опыту, который может проявиться во сне. Аюрведа определяет это как дхату даша. Определенные сновидения возникают из физического или химического дисбаланса в теле. Такие сны не могут считаться реальными.

 

Классификация сновидений.

Существует три класса снов: анья-артхака, ап-артхака, ятха-архака.

Анья-артхака: Это означает, что сон дал некий специфический опыт, но значение сна иное. Это можно также назвать сном-аллегорией. Такие сны появляются и дают вам фактический опыт, но подразумевают нечто иное. Такие сны необходимо интерпретировать.

Иными словами, мы должны знать, понимать и осознавать язык сновидений, чтобы быть способными интерпретировать такие сны. Мы не всегда способны понимать язык снов, поэтому часто заявляем, что они не реальны. Такие сны могут быть правдивыми и реальными.

Ап-артхака: Это, несомненно, не реальные, не настоящие сны. Они основаны на страсти, сильной привязанности, страхе, гипнозе, месмеризме, и т.д. Такие сны могут быть вызваны с помощью гипнотических техник. Они определенно не реальны.

Ятха-артхака: Такие сны правдивы и реальны. Они появляются как предупреждение о чем-то, предчувствие чего-то, но мы не можем соотнести себя с такими снами. Мы не способны осознать реальность сновидений, и поэтому считаем их не реальными. Такие сны могут быть вещими. Однако вы по причине мирского восприятия не увидите ничего рационального в таких снах, чтобы понять и интерпретировать их. Вот почему они считаются не реальными.

 

Последствия и анализ сновидений

Следующая вещь, на которую мы должны обратить внимание, это то, что сны не заканчиваются вместе со сном. Сны не заканчиваются при пробуждении. Они имеют некие последствия, своеобразное «похмелье», некий продолжающийся эффект, и часто этот эффект может быть весьма продолжительным.

Как человек, изучающий йогу, если у вас есть определенное любопытство, мистицизм или духовное или религиозное сознание, вы можете обнаружить, что некоторые сны очень насущны, существенны. Такие сны называются дрштант. Дрштант обозначает видение картины реальности, или раскрытие, разоблачение реальности. Многие святые, мистики и йоги получали такие озарения во сне. Сны – это великие преобразователи. Вопрос в том, почему и как? И здесь мы переходим к вопросу понимания анализа сновидений.

 

Ограничения состояния бодрствования в сравнении с состоянием сна

Мы очень ограничены в состоянии бодрствования, в то время как в состоянии сна таких ограничений нет. Из того, что я говорю, многое может остаться за пределами вашего понимания. Это происходит потому, что ваше понимание соотносится с вашим интеллектом. Восприятие, постижение, кристаллизация, осознание чрезвычайно обусловлены уровнем интеллекта. В состоянии бодрствования мы не можем быть больше того, чем являемся на самом деле. Мы не можем быть более развиты интеллектуально, чем мы есть. Мы не можем обладать лучшей памятью, чем мы имеем.

Физические ограничения: Мы также имеем массу физических ограничений. Сейчас вы находитесь в Пуне, но можете ли вы оказаться в Нью-Йорке в следующий момент? Это физически невозможно. Что же происходит во сне? Вы можете оказаться где угодно в любой момент времени. У вас нет акклиматизации или нарушения суточного ритма, если вы путешествуете во сне. В этом большая разница между состоянием бодрствования и состоянием сна. Во сне для вас нет препятствий. В качестве еще одного примера, вы можете бороться со львом или слоном, и даже победить слона во сне. Способны ли вы на это в состоянии бодрствования?

Чувственные ограничения: Чувства тоже не имеют ограничений во снах. Это происходит просто потому, что во сне вы не смотрите посредством глаз, не слышите посредством ушей, не ощущаете запахи посредством носа, вкус – посредством языка, и тактильные ощущения – посредством кожи. Органы восприятия уже не являются необходимым инструментом во сне, они не работают.

Это странные вещи, которые не понятны ни психоаналитикам, ни психологам. Как это вы можете видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей? Как вы можете испытывать и воспринимать что-то, если пять органов восприятия не участвуют в этом?

Ограничения концентрации: Посмотрите на еще один аспект сновидений. Предположим, я покажу вам розу. Что вы видите? Вы видите розу. Вы видите мою руку. Вы видите меня. Вы видите массу всяких вещей вместе с этой розой. Предположим, что та же роза появляется во сне – что вы увидите? Вы увидите именно розу. Мы никогда не сталкиваемся с ограничениями в концентрации во сне.

Ограничения понимания и интеллекта: Еще один аспект сновидений – это неограниченный уровень интеллекта, понимания, осознания. Вы можете не понимать массу вещей, когда я говорю, но если бы я рассказывал все это во сне, у вас не возникло бы никаких трудностей. Однако я не могу переместить ни себя, ни свою речь в ваш сон. В этом есть ограничение.

У нас есть масса ограничений в состоянии бодрствования. Это ограничения в физической силе, силе чувств, силе ума, понимания, осознания, восприятия, концентрации, интеллекта, но все эти вещи не ограничены во сне.

Вы знаете, что Гуруджи находится в пробужденном состоянии. Представьте себе, что Гуруджи спит!  Сравните вашу силу с силой Гуруджи в физическом, ментальном, чувственном, интеллектуальном аспектах. В чем разница? Разницы не будет.  В состоянии бодрствования, все, что происходит за пределами возможностей, становится немыслимым и теряет вероятность. Вы будете думать, что это галлюцинация, или иллюзия, или неправдоподобный опыт. Вы не поверите в это, даже если вам будет дано реальное видение пробужденного состояния. Вы обусловлены. Вы думаете – это моя сила знания, моя физическая сила, моя психологическая сила, моя ментальная сила, моя интеллектуальная сила, моя сила чувств, и вы думаете, что все, что находится за пределами ваших возможностей – галлюцинация. Поэтому, даже если Бог решил дать нам немного мудрости, он не даст нам ее в состоянии бодрствования, потому что мы сведем ее на нет. Мы не поверим в это!

Йоги, мистики, святые, посвященные могут передавать высшие знания безо всяких усилий во сне, поскольку у них нет этого недостатка понимания, восприятия, концентрации и осознания. Все они не имеют ограничений в этом состоянии. Не возникает вопроса недоверия или отсутствия веры.

Все это эзотерические аспекты сновидений. Вы свободны от любых оков во сне. Вы находитесь в состоянии свободы. Божественность вездесуща, всемогуща и всеведуща и с легкостью передает знания мистикам и йогам посредством сновидений. У вас тоже есть контакт с этим универсальным принципом, который не имеет ограничений. Йоги и мистики не имеют ограничений во всех этих разнообразных аспектах, перечисленных выше.  Йоги получают великие озарения во сне – даже больше, чем в состоянии самадхи.

Вы можете представить, как долог процесс погружения в состояние самадхи. Ум необходимо сперва успокоить, затем очистить, затем упорядочить. Затем его надо настроить на волну вселенского разума, и лишь затем вы можете получить озарение в состоянии самадхи. Это очень длительный процесс. У Бога так много дел с его последователями. Он не хочет заставлять их ждать так долго, чтобы наградить их озарением. Сны – это короткий путь. Йоги получают гораздо больше великих озарений и мудрости в сновидениях, чем в состоянии транса. Это потому, что божественному гораздо легче проявиться и передать знания посредством сновидений. Поэтому, йоги достигают гораздо большего прогресса во сне, а не посредством садханы.

Садхана предназначена для того, чтобы получить милость Бога, и когда она заработана, огромных успехов можно достичь посредством дрштанта, т.е. сновидений, раскрывающих истину. Как возможны такие огромные шаги? Для этого мы должны понять, что так же как IQ, существуют несколько других коэффициентов. Это чувственный коэффициент, это ментальный коэффициент, когнитивный коэффициент, физический коэффициент. Все эти коэффициенты не только повышаются в состоянии сна, они становятся безграничными.

К этому моменту вы уже должны осознать, что сновидения – это некий итог, результат состояния сна, и то, что пока вы не окажетесь в состоянии сна,  вы не увидите сновидений. В состоянии сна мы находимся в самом сердце Божественного. Каждый день каждое существо мечтает о том, чтобы вернуться к Первоначальному Источнику, так же, как ребенок стремится к своим родителям, и не может оставаться без них долгое время. Это судьба всех живых существ. Не думайте, что мы спим просто потому, что тело устало, или ум переутомился. Нам необходимо вернуться и продолжать возвращаться в объятия Божественного, точно так же, как ребенок хочет вернуться в объятия матери. Божественное всеведуще и всемогуще, и йоги соединяются с ним в своих снах. Ничего нельзя достигнуть в вопросах религиозного и духовного сознания без сновидений.

Таким образом, в следующем тысячелетии человек осознает эту реальность и привыкнет к тому, что сны не просто реальны, но даже более, чем реальны. Мистиков и йогов посещали великие видения во снах, и переживали трансформацию – что-то такое, чего не давала им садхана, даже особо продолжительные виды проявления тапаса, такие, например, как неподвижная медитация в течение 12 лет. Может быть, в 2500 году от Рождества Христова человек заявит, что нет никакой необходимости во сне, и сны – это всего лишь сны, но они реальны.

Не будет ли это великим открытием?



Источник: Yogastudio108.com Перевод статьи: Полина Марынич


ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ: